Отдел продаж — это одно из самых важных подразделений любой компании, которое монетизирует реализуемые товары или услуги. Квалифицированные и опытные менеджеры по продажам приносят компании не только краткосрочную прибыль — за счет активных продаж, но и обеспечивают увеличение компанией доли рынка, долгосрочного дохода — в результате повышения лояльности крупных постоянных клиентов.
Каналы сбыта: розничные продажи, прямые продажи корпоративным клиентам, оптовые продажи, дистрибьюторские продажи, продажи на тендерных площадках. Учитывается еще несколько моментов:
- Территория для реализации продукции;
- Сложные продукты продаются в сопровождении с техническим экспертом, простые продукты могут реализовываться силами менеджеров по продажам;
- Квалификация продавца подбирается под разные каналы сбыта, требующая определённой специализации;
Структура отдела продаж, важный элемент настраивает продавцов на успех. Определив целевую аудиторию, подбирается структура отдела продаж:
- Рынок B2C;
- Руководитель компании/ РОП / Маркетолог;
- Торговые представители;
- Рынок B2В;
- Руководитель компании/ РОП / Маркетолог;
- Менеджеры по продажам;
- Рынок B2В;
- Руководитель компании;
- Маркетолог;
- РОП (5-7 подчинённых);
- Менеджер по привлечению клиентов;
- Менеджеры по продажам;
- Менеджер по продукту (технический эксперт);
Основные процессы в B2B продажах:
- Корпоративный сайт компании, выставки, конференции, лендинг, исходящие звонки;
- Исходящие / входящие звонки, выявление потребностей;
- Подготовка / корректировка коммерческих предложений, закрытие сделки;
- Подготовка и подписание договоров поставки;
- Поддержка отношений с покупателем, повторные продажи;
Функции торгового персонала:
- Менеджер по привлечению клиентов;
- Работа с исходящим и входящим трафиком;
- Оценка качества потребности у клиента;
- Фиксирование лидов / сделок;
- Выяснение потребностей у клиента;
- Стимулирование к дальнейшей работе с компанией;
- Менеджер по продажам;
- Контакты с клиентом;
- Переговоры;
- Подготовка / корректировка коммерческих предложений;
- Подготовка / подписание договоров поставки;
- Поддержание отношений с клиентов;
- Уточнение / формирование потребностей;
- Продвижение клиентов по этапам продаж;
- Работа с возражениями;
- Закрытие сделки;
- Информирование о новых продуктах;
- Увеличение стоимости договора;
- Увеличение доли компании в закупках клиента;
- Менеджер по продукту (технический эксперт);
- Контакты с клиентом;
- Совместные переговоры с менеджером по продажам у клиента;
- Согласование технических условий;
- Уточнение / формирование потребностей;
- Контроль соответствия продукции с технической спецификацией клиента;
- Ассистент / практикант;
- Контакты с клиентом;
- Согласование встреч;
- Сбор данных для коммерческого предложения, договора;
- Согласование договоров поставки;
- Уточнение / формирование потребностей;
- Помощь сопровождения сделки на всех этапах
Структура отдела продаж:
- Линейная структура: Каждый продавец является универсалом: отдельный представитель будет управлять одним покупателем от поиска до продажи и поддержание контакта. Это означает, что представитель будет генерировать, квалифицировать и закрывать потенциальных клиентов самостоятельно. Хотя этот метод дает представителям высокий уровень автономии для построения и развития отношений с клиентами, он также оказывает большое давление на отдельных лиц. Для некоторых предприятий это является плюсом, поскольку создает высококонкурентную культуру продаж. Из-за своей простоты и акцента на индивидуальном успехе его часто применяют предприятия с небольшими отделами продаж, которые стремятся получить больше отдачи от одного найма или где ценятся личные отношения с клиентами, например, в сфере финансовых услуг. Наиболее подходит для старта бизнеса. Структура ограничена 5-6 менеджерами.
- Конвейерная структура: Специализированные работники выполняют определенную задачу,
Менеджер по привлечению клиентов / развитию бизнеса / маркетолог - генерируют воронку продаж или взращивают потенциальных клиентов. Лиды передаются менеджеру по работе с клиентами, который затем завершает продажу. После закрытия сделки клиенты передаются менеджеру клиентского сервиса, который поддерживает отношения на протяжении всего жизненного цикла клиента. Длина цикла сделки превышает 10 дней. - Смешанные виды структур: Этот тип сочетает в себе элементы как конвейера, так и индивидуальные продажи. Как и в случае с конвейерным методом, один продавец будет сотрудничать с клиентом от поиска до внедрения решения. Но, как и в конвейерных продажах, в каждой группе будут представители, специализирующиеся на определенном аспекте пути клиента, в том числе представитель по работе с клиентами или по развитию бизнеса или технический эксперт.
Одна или несколько из этих структур могут быть объединены с любой из трех моделей, рассмотренных ранее. Например, организация, использующая модель конвейера, может воспроизвести эту структуру для каждого региона, который она обслуживает. В качестве альтернативы организация, использующая модель модуля, может выделить модуль для каждой из своих линеек продуктов. Какую структуру отдела продаж выбрать зависит от вашего бизнес направления, клиентов, бюджета и целей.
Структура коммерческого отдела не создается навсегда. Рекомендуется не менее одного раза в год, сверять процесс продаж и структура отдела продаж с рынком.