Анализ рисков в бизнес-плане покажет, что их учли и что проект может выжить, если что-то пойдет не так.
Бизнес-план может учитывать несколько видов риска. Выбираются несколько категорий рисков, которые наиболее важны для компании, и включают один или два абзаца о каждом:
- Риск продукта;
- Рыночный риск;
- Человеческий риск;
- Финансовые риски;
- Конкурентный риск;
Опишем несколько рисков и возможный план действий, минимизирующий негативное влияние на компанию.
Чего хотят инвесторы, так это знать, что все готовы реагировать на риски. Насколько это возможно, опишем риски, как будете реагировать на ожидаемый риск. Получив финансирование, эти риски действительно могут возникнуть. И компании действительно, придется что-то с этим делать. Показывая инвесторам некоторые из продуманных нами альтернатив, повышаем их уверенность в том, что компания сможете справиться, если что-то пойдет не по плану.
Например, рассмотрим риск для ресторана, «Люди не вернутся». Что можно сделать, чтобы предотвратить это? Меня поражает, как много рестораторов с плохим меню, невкусной едой или непрофессиональным персоналом разоряются, даже не соизволив спросить клиентов: «Вам понравилась еда? Что мы можем сделать, чтобы сделать ее лучше?» Опрос посетителей за столиком может помочь избежать неправильного меню. Если что-то пойдет не так, вы можете заблаговременно пригласить критиков в ресторан, чтобы получить конкретные отзывы о том, как сделать его лучше.
Ключ в том, чтобы признать, что что-то может пойти не по плану, и продемонстрировать творческий подход в поиске решения. Мы не будем описывать все мыслимые риски. Цель — показать несколько рисков, чтобы инвесторы почувствовали себя в безопасности, потому мы покажем, что вы можете справляться с рисками и они могут рассчитывать на вас в решении проблем, которые возникнут, когда бизнес будет запущен.
Опишем несколько рисков и возможный план действий, минимизирующий негативное влияние на компанию.